?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лайвли
Открываешь первые страницы, читаешь первые строки и вдруг ощущаешь, как через слова и буквы тебя захватывает поток энергии. Он бурей врывается в твое спокойное сознание, вихрем проносится по будничным зарубкам/делам, переворачивает карточный домик повседневности и, закружившись в цунами героев и глав, останавливается, обретя форму, лицо и тело. Рыжеволосой, зеленоглазой, дерзкой, умной, упрямой, беспощадной, непобедимой Клаудии. Пенелопа Лайвли заслуженно получила Букеровскую премию за этот роман. Потому что сюжет, композиция, основная фабула и даже герои – ничто без этой энергии, которая увлекает читателя за собой.

Долгая жизнь, насыщенная мыслями, идеями, людьми и событиями, рассыпана в книге подобно разноцветным стеклышкам в калейдоскопе. Они безнадежно перемешались, так что даже не пытайтесь сложить их вместе. Для этого роман пришлось бы переписывать заново, да и стоит ли? Осколок счастливого детства, обломок военного времени (уже не юность, но еще и не зрелость), кирпичик напряженной Холодной войны – жизнь Клаудии на каждом этапе самодостаточна, и не нуждается в хронологической привязке к календарям. Она живет насыщенной духовной жизнью, она пытается переосмыслить историю, и ни в коем случае не хочет останавливаться на достигнутом. Этот мир не покорился и не упал к ее ногам, она завоевала свое место в нем, пусть даже ценой любви и семьи. Но что такое «цена»? На самом деле, вещь относительная. Как и время.

Сюжет «Лунного тигра»… Сложно сказать какой он. Ведь нельзя сказать, что у жизни человека есть сюжет. Лайвли рассказывает о своей героине все. Смотрит на нее глазами дочери и любовника, золовки и брата, открывает ее потаенные мысли, ее страхи и сомнения. Главным, конечно, будет Вторая Мировая. Вторым – будет История, именно с большой буквы, как некий абсолют, который постоянно подлежит сомнению. А третьим будет время. Любовь… Да, эта книга о любви. Но, лично меня, эта сюжетная линия не интересовала, поэтому я убираю ее на задворки памяти. Больше всего меня привлекала сама главная героиня. Она заражала своей энергией, кипучей, живой, бьющей через край. И пусть со временем, вчитавшись, привыкнув, сжившись с «Лунным тигром», я больше не ощущала того первого урагана под названием «Клаудия», но так или иначе, она осталась самым сильным и ярким впечатлением. Нельзя сказать, что она безупречна. Это далеко не так. Многие ее поступки спорны, ее отношения с дочерью – сплошной провал, ее связь с братом несколько странна, ее привязанность и терпимость к чужому мальчику-студенту не логична. Но она сама по себе притягивает взгляд, она похожа на стремительную комету. И я не чувствую себя в праве судить ее.

Пенелопа Лайвли написала свою книгу очень легким, непринужденным языком. Она читается легко, быстро и увлекательно. Ее калейдоскоп из времени и событий, непоследовательный и неожиданный, может поставить в тупик, но на самом деле, придает книге некое очарование. К нему быстро привыкаешь и еще быстрее втягиваешься в условия игры – как на картинах Босха, имеет значение каждый фрагмент. Я не могу назвать эту книгу современной классикой. Наверное, я слишком требовательна в этом отношении, классика для меня стоит на более высоком уровне, но бесспорно, эта книга хороша. Она стоит того, чтобы ее прочесть.