?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Винсент
Меня всегда интересовала история моды. И дело даже не просто в истории, а в самой философии моды. На мой взгляд, это как раз самое интересное – как мировоззрение, политические и социальные процессы находили свое выражение в одежде, как мораль и нравственность были прямо пропорциональны (или наоборот) длине юбки или глубине декольте, какое отражение наука и политика нашли в головных уборах и аксессуарах. Книга Сьюзан Дж. Винсент сочетает в себе как историю, так и философию, предлагая читателю захватывающее приключение в мир моды.


Красота, как известно, понятие относительное, и неоднократно меняющееся по самым разным причинам. Некоторые факты истории моды, действительно удивляют. Например, я не подозревала, что среди мужчин была мода на то, что мы сейчас называем «пивной животик», они специально шили камзолы с вставками на животе, которые делали бы их более округлыми и компенсировали недостаток нужных сантиметров в талии. Или, например, поразительные подробности ношения бричес (короткие штанишки до середины бедра, в виде двух шаров, которые набивали для придания нужных объемов). Сейчас нам кажется, что акцент на попе – явление исключительно ХХ века – джинсы, узкие брюки, и даже, пардон, мужские стринги. Но, как оказывается, нет. Самым явным, просто кричащим акцентом были те самые бричес в середине XVI века в Англии. Потому что их задачей было максимально привлечь внимание к пятой точке сильного пола. И чем больше были эти шары, тем более это было привлекательно и сексуально. Винсент, кстати, пишет свою книгу
390d136a0be5b3e352de2dbd16812737, проводя параллели с современными воззрениями. Например, она описывает моду на чулки и подвязки среди мужчин и пишет о том, что это чистый секс. Как иллюстрация портрет герцога Букингемский, пера Джоржа Вильерса (1616). Конечно, стройные ноги герцога так и приковывают взгляд))) А чего стоит один только пробковый зад! И дело не только в мужчинах. «Мой зад в этом выглядит очень большим?» Значительную часть времени с начала XVI до начала ХХ века ответом на этот вопрос было восхитительное, ликующее, роскошное «да». Интересно читать такое, не правда ли, особенно сейчас с повальным увлечением диетами.

При этом, книга не просто рассказывает о самой моде, но и о том, что меня больше всего интересует – о ее взаимодействии с властью, отражении социальных процессов в одежде. Так, например, государство было крайне заинтересовано в строгой дифференциации общества, и соответственно в идентификации высшего сословия. Но когда бричес стали носить все подряд, это стало проблемой. Государство пытается ввести ограничения по объемам – не помогает. Тогда пришлось идти на крайние меры: «Портным полагалась бона в 40 фунтов, и по закону каждые 8 дней их мастерские обыскивали. Кроме того, любого кто носил бриджи, объем которых превышал установленные размеры, наказывали тюремным заключением и штрафом, противозаконные штаны подлежали конфискации». 1562 год, господа.

На меня произвели неизгладимое впечатление истории о прическах, тех самых легендарных «многоэтажных». Винсент приводит в книге памфлеты и карикатуры, анекдоты и дневниковые записи о том или ином предмете одежды. Полюбуйтесь на оффорт 1777 Мэтью Дарли «Цветник». У девушки разбит английский сад на голове, в котором несчастный слуга никак не может разыскать собачку.

1f1f45c1a6f009256dd6ded10730b621И кстати, вы знали о том, что фотошоп появился сразу после появления первых фотографий? Я нет. Название, конечно, было другим, но сам факт!
«Даже фотографии в те времена, как и сейчас, подвергались коррекции. По словам одного фотографа Викторианской эпохи «ретушер мог отрезать лишнее, или выгнуть талию даме, руководствуясь собственными представлениями об идеальном силуэте, форме и размерах».

Когда почти ничего не знаешь о чем-то, но вполне представляешь масштабы и объемы, начинать желательно с чего-нибудь простого. Ну, знаете – пособие для чайников. Чтобы ознакомиться с предметом интереса (в данном случае, историей моды) систематично и последовательно, должно быть что-то, что послужило бы фундаментом для дальнейших знаний, некой базой и опорой, книга, которая бы дала самые азы. Книга Винсент не претендует на серьезную монографию, глобальный научный труд, скорее,  это общая картина. В чем автор, кстати, признается сразу же – во введении. Эта искренность подкупает – обзор моды «не претендует на исчерпывающую полноту и организован не хронологически. Это не фундаментальное исследование, а несколько очерков». Но, надо отдать книге должное – здесь есть ссылки, список источников, все, что должно быть в серьезном исследовании. Что лично для меня это очень важно.