?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Коупленд После
В который раз я убеждаюсь, что любому писателю стоит давать второй шанс. Потому что пол года назад, прочитав «Мисс Вайоминг», у меня сложилось не самое лучшее мнение об этом авторе. Поверхностный, коммерческий, проходной, посредственный и много других нелестных эпитетов. Но прочитав «Жизнь после бога», я изменила свое мнение. Мне даже кажется, что «Мисс Вайоминг» и «Жизнь после бога» писали разные люди. Небо и земля. Разные методы, разные подходы, другая глубина, другое понимание жизни. Эти короткие рассказы, разрозненные и в то же время тесно связанные, написаны от лица героя, который не вписывается в эту жизнь. Не понимает и не принимает ее требований. Как если бы знаменитый сэлинджеровский Холден Колфилд, повзрослел, женился, развелся, и вот одним холодным декабрьским утром вез свою дочку через всю страну и думал о своей жизни.

Каждый рассказ – пауза. Знаете те самые паузы, которые возникают у человека на особо крутых жизненных поворотах? Или как-нибудь вечером дома, когда никого нет, и есть время поразмыслить. Или при встрече со старым другом, привет из детства, когда невольно сравниваешь себя с собой же 20 лет назад.

Каждая пауза – маленькое открытие рефлексии. Казалось бы – ты только задаешь вопросы, тебе столько всего не понятно, начиная с того, почему этот брак не сложился, и заканчивая – что за жизнь после бога, но каждый раз что-то понимаешь. Это даже не обязательно будет выражено в четкие и ясные формулировки, иногда это будет просто чувство, просто внутреннее согласие с самим собой, ощущение. Дуглас Коупленд написал эту книгу в 33 года. И мне кажется, она полностью соответствует этому возрасту. Потому что именно к этому моменту успеваешь чего-то добиться, как-то складывается личная жизнь, как-то определяется траектория карьеры. И к этому моменту - может разрушиться брак (в интервале с 25 до 35 больше всего разводов), можно понять сколько всего не успел, о чем когда-то мечтал, и задаешься вопросом – а оно того стоит? Нет, это не кризис среднего возраста. По сути, это его предыстория.

«Время проходит; мы взрослеем, стареем. Прежде чем осознаешь это, глядишь, прошло уже слишком много времени и ты упустил случай позволить другому причинить тебе боль. Мне молодому это казалось счастьем; мне повзрослевшему это кажется тихой трагедией».

«Жизнь после бога» - немного страшит и пугает. Во-первых, своей откровенностью и искренностью. Дело в том, что многие люди сознательно избегают этих самых пресловутых пауз. Ведь проще всего сделать вид, что проблем нет, чем разбираться с ними. Тем более, когда не совсем понятно как именно можно разобраться с общефилософскими и глобальными (о смысле жизни и счастье, например) вопросами. Во-вторых, читая эти главы/рассказы, вдруг наталкиваешься на совершенно жуткую вещь – описания «своей смерти» разных людей в годы Холодной войны.  Этот эпизод называется «Мертвые говорят». И мне было действительно не по себе, когда я читала это. Холодная война породила тотальный страх, и каждый человек мысленно представлял как это будет – как он умрет от взрыва атомной бомбы. И Коупленд показывает всю чудовищность этих «мертвых рассказов».

Можно предположить, что если у человека благополучная и стабильная жизнь, ему будет не интересно читать исповедь запутывавшегося человека. Коупленд говорит прямо – я не знаю, как нужно жить, я не понимаю, что делать дальше, скажите, что чувствуете вы? Что делать мне? Но, не смотря на всю его потерянность, в этой книге есть некий стержень, как и в главном герое. И эту книгу нужно читать, хотя бы для того, чтобы найти этот стержень, чтобы увидеть один из вариантов ответа на извечный вопрос – что есть наша жизнь…

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
julia28
Jan. 26th, 2016 12:23 am (UTC)
Спасибо! Вы очень инетересно рассказали, сразу захотелось прочитать.
neosonus
Jan. 26th, 2016 07:08 am (UTC)
Не за что)) Очень рада, что вам понравилось!
( 2 заявки — Оставить заявку )