?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А. Солженицын "Рассказы"

Солженицын рассказы «Крохотки», «Правая кисть», «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела», «Захар-Калита», «Как жаль», «Пасхальный крестный ход».

Когда чтение превращается в преодоление (себя, обстоятельств, восприятия… чего бы то ни было), писать о других книгах совершенно невозможно. Вот и получилось, что я почти месяц назад дочитала рассказы Солженицына, а только сейчас пишу о них. Очевидно, что первые впечатления поблекли, эмоции ослабли, но, конечно, я ее не забыла. Такие книги трудно забыть.… И пусть я не смогу воспроизвести точную «фотографию» литературных образов и героев, но набросать общий «пейзаж» попробую. Тем более, что когда речь идет о сборнике рассказов, этот фактор едва ли не самый главный в вечном выборе «читать/не читать».

Рассказы Солженицына напоминают мне старый сундук. Внешне – добротные и крепкие, надежные и вроде бы небольшие. Но когда открываешь, внутри оказывается такое количество раритетов-идей, эмоций, мыслей, суждений, оценок, фрагментов жизни, символов, что просто теряешь дар речи. Его рассказы, при всей их видимой простоте и очевидности смыслов, открывают бесконечный простор для мыслей. Лично мне, после каждого рассказа, даже самой маленькой зарисовки в «Крохотках», хотелось писать отдельную рецензию. Понятия и представления героев Солженицына транслируют вечные ценности, но как всегда граница между добром и злом оказывается сугубо индивидуальной, и такой тонкой, что хочется спорить, обвинять и защищать. Солженицын разоблачает ничтожные, мелочные, поверхностные души, он будто бы срывает маски, и самым острым, самым болезненным в этом будет не само это действие - сорвать/разоблачить, а чувство несправедливости, обмана, предательства. Как будто стоишь перед глухой кирпичной стеной, и кажется, выхода нет. Я читала рассказ «Как жаль», и это чувство меня не покидало до последней строчки. Потому что ясно, что бюрократы и карьеристы победят, и что невозможно объяснить студентам, восторженным, уверенным в своей правоте, наивным, что они зря надеялись, что зря работали, что ничего не получится. И так логично, так естественно напрашивается вывод – после такого, веры в государство, во власть не может быть. Невозможно смириться с крушением собственных надежд.

Разочарование в людях, в государстве, в молодежи ( «Пасхальный крестный ход») переживалось раз за разом, как определяющее чувство. Но идея писателя, заглавная мысль каждого сюжета, гораздо больше, чем просто «несправедливость». Потому что отсюда сразу напрашиваются мысли и о том, а как должно быть (какими должны быть люди, каким должно быть государство), а что могло бы быть если бы герои сопротивлялись до конца, а можно ли вообще сопротивляться системе, а как вообще можно жить и чувствовать, и поступать по совести, живя в этой самой системе… Это удивительно, но самым главным оказывается не негативное разочарование, а вера, вера в человека и общество, вера в то, что человек способен изменить и себя и мир, и вера в то, что жизнь, в конечном счете, прекрасная и удивительная штука…

Рассказы Солженицына напомнили мне чистый четверг в пасхальную неделю. Я не религиозный человек, но что-то такое сакральное, очищающее душу, что-то светлое и, я бы даже сказала – святое, есть в его книгах. Те самые люди, которые пытались хоть что-то сделать, которые сопротивлялись системе, которые переживали обиду и горькое разочарование, именно они скрывали в себе этот свет. И даже если вы не очень любите Солженицына, и не готовы окунуться в советское прошлое с головой – прочтите эти рассказы хотя бы для того, чтобы увидеть эту непоколебимую веру в человека. Это такая редкость, согласитесь.