?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манн Маленький город Давным-давно, в далеко-далекой Италии стоял маленький затерянный город. В этом городе жили самые обычные люди, которые влюблялись и расставались, завидовали кому-то и злились, уходили в монастырь или находили новую любовницу. Городок был настолько мал, что все друг друга знали, и даже пройдя по улице в знойный полдень, когда вроде бы ни одной живой души не осталось на свете, и то – обязательно встретишь кого-нибудь знакомого. В этом маленьком городе, увы, ничего не происходило, и только раз в неделю проезжала почтовая карета, да и та постоянно запаздывала. Но вот однажды, с почтовой каретой в город приехал, вы не поверите – театр! Да-да, самый настоящий театр! С важным кавальере, умопомрачительным красавцем-тенором, обворожительной красавицей-сопрано, недоступной примадонной и целой стайкой примиленьких хористок! Что тут началось… Вы не поверите! Жизнь в маленьком городе закипела как масло на огне!

Генрих Манн начинал писать «В маленьком городе» в 1907 году. В то время писатель делал наброски к своему «Верноподданному», пытаясь заглянуть внутрь ничтожно-напыщенного, глупого, закостенелого, узколобого мещанина, обывателя и бюрократа. Интересно, что в предисловии к моему изданию «В маленьком городе» (изд-во «Правда» 1990 г.) говорится, что «Генриху Манну хотелось, чтобы в его новом сочинении явственно звучала хвала демократии, чтобы в нем доминировала не сатира, а веселый, озорной юмор». Если опустить политическую подоплеку подобного высказывания, получается любопытная вещь – Манн писал «веселую» книгу. Ему хотелось высмеивать пороки общества, а не просто разоблачать. И при этом он не хотел сочинения сатирического, он ждал юмора. Что же получилось на самом деле? Можно ли сказать, что «Маленький город» лишь репетиция большого спектакля под названием «Верноподданый»? И можно ли сравнивать роман с другими произведениями Манна, что я прочла («Бедные», «Верноподданный», «Учитель Гнус»)? Что увидела лично я? Безо всякой претензии на истину в последней инстанции, делюсь своими впечатлениями.

«В маленьком городе» - роман - сатира, здесь не такой юмор, когда высмеивают, но не осуждают, когда просто видят в этой жизни ее смешную сторону, и относятся ко всему в жизни с некой долей иронии и легкости. А именно сатира – едкая, колкая, меткая и беспощадная. Этот роман – одно большое разоблачение! И я не нашла в этом произведении такой фигуры, которой бы автор безоговорочно симпатизировал. Автор здесь невидимый читателю сторонний наблюдатель. Можно ожидать, что он только будет объективен, только расскажет, что видел, но не будет порицать или выделять кого-то. Но нет. Манн язвительно и прямолинейно демонстрирует нам неприглядные картины итальянской провинции. Конечно, то, что она итальянская – весьма условно. С таким же успехом она могла быть немецкой, французской или русской. Настолько универсальны его герои, настолько их чванство, демонстративно добродетельное поведение, их лживость и глупость знакомы нам, что роман актуален в любом государстве. И в любое время. Манн описал классических обывателей из пресловутой «серой массы», а этот образ никак не постареет, во всяком случае, в наш век.

Манн писал в «Верноподданном» историю отдельно взятого человека и там масштабы низости, подлости и мелочности, заключенные в одном человеке, не производят столь сильного впечатления, ведь это только один человек, только одни проблемы. В «Маленьком городе» же мы словно попали жить в город, в котором сплошь и рядом такие люди. Не знаю, правильно ли сравнивать произведения, которые даже по объему замысла совершенно различны, но, с другой стороны, Манн последователен и верен себе – не отступая от своего замысла, он описывает людей, слой, класс, отдельных личностей, которые отравляют общество. Такие люди даже в одиночку – «ложка дегтя», а целым городом – настоящее болото. Манн погружает нас в атмосферу, в которой сильному, яркому, цельному характеру не найдется места. «В маленьком городе» нечем дышать, затхлый запах религиозных предрассудков, смрад фанатиков и плебеев, не верящих ни во что, громкие выкрики выскочек и показушников – все ставит читателя перед условным выбором – сдаться на милость таким людям, оглядываться и бояться, что они все знают, что они тебя осуждают или противостоять, не смиряться, не покоряться.

Я очень боюсь, что по моему описанию можно подумать, что перед нами сухая, политизированная, идеологическая, искусственная проза. Поверьте, это не так, этот роман отличается от остальных произведений Манна, что я читала. Это цельная, ёмкая, осмысленная сатира, написанная ярким, живым языком. Это не пропаганда и политика в чистом виде, это именно разоблачение, горькая усмешка над серой массой. «В маленьком городе» написано просто и доступно, почти как «у народа». Стиль Манна легко ложится на мировосприятие. И в итоге, книга читается так, словно это вовсе не классика, а просто истории из жизни. Этот роман как немного печальная, разочарованная в жизни улыбка. Улыбка человека, который уже давно видит этот мир насквозь и вынес ему свой вердикт. Хотите ознакомиться? Дерзайте))