?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Книжный контекст

Передо мной одна из культовых книг современности, если верить интернету. Говорят, американцы зачитываются «Свободой» Франзена, говорят, они называют его великим. И не только американцы, русскоязычный интернет полон положительных отзывов и восторженных рецензий. Иногда проскальзывает осторожная критика, но всегда в рамках. Кажется, все признают наличие шедевра. Теперь моя очередь.

Я не считаю себя ханжой, но уже в который раз убеждаюсь, что на восприятие книги непосредственное влияние оказывает предыдущая. В конце концов, значение контекста никто не отменял, а здесь идет речь о книжном контексте. После Ф. Рота, невероятно глубокой и проницательной «Американской пасторали», роман Франзена не произвел на меня должного впечатления. Я окидываю взглядом огромное, почти бескрайнее полотно «Свободы» и понимаю, что это не мой шедевр, не мой гений. Это просто… проза.

Нет, эта книга не скучна и не поверхностна. Я отдаю себе отчет в том, сколько усилий потребовалось, чтобы написать столь монументальный труд. Но я никогда бы не назвала ее культовой, никогда не стала бы сравнивать ее с «Войной и миром» и мне не хочется приписывать ей несуществующие заслуги. «Свобода» не может перевернуть мировосприятие человека, не может дать некую духовную вакцину роста, во всяком случае, для меня.

Но ведь, для кого-то все именно так. Наверное, надо смотреть шире. Книжный контекст, о котором я упомянула, гораздо более широкое понятие, чем предыдущая книга. Восприятие каждой книги зависит от всего багажа прочитанных книг. И очевидно, что у каждого он будет свой. Благодаря всем тем книгам, что я прочла, внутри меня сложилась некая градация, шкала восприятия каждой новой книги. Каждая оставляет свой след, свой отпечаток в душе, и эта некая шкала восприятия появляется как раз в результате этого. Воздействие каждой книги в отдельности и всех прочитанных книг в целом, формирует некий книжный контекст. Тот самый, который выстраивает индивидуальную шкалу ценностей, определяет наше направление духовного роста. И в итоге, «Свобода» Франзена для меня лишь роман, а для кого-то грандиозное событие в жизни. Это непреложно как факт, что не бывает двух абсолютно одинаковых деревьев в лесу.

Так что книжный контекст определяет многое, определил он и мое отношение к этому произведению Д. Франзена. Мне вовсе не хочется писать разгромную критику по поводу «Свободы». Мне понравился этот роман, но не настолько, чтобы считать его открытием. Поэтому я напишу впечатления отдельно. А пока – иллюстрация «Как я читаю Франзена»)) Бесконечно жаль, что у меня слабая камера на телефоне, и вы не видите фантастической красоты этой стрекозы, а лишь ее темный силуэт.

                                               

Comments

( 10 заявки — Оставить заявку )
bukogolik
Jul. 27th, 2015 10:41 am (UTC)
Какая стрекоза!
"Свободу" я не читала, но его "Поправки" мне очень понравились.
neosonus
Jul. 28th, 2015 01:40 pm (UTC)
О, стрекоза просто волшебная) Я испытала сначала культурный шок, когда она стала садиться на книжку, а потом, когда я решила ее сфотографировать села прямо на телефон! Моему восторгу не было границ, впервые видела такую красоту так близко))
Мне понравилась книга, но удивляет ореол величия. Просто хорошая книга)
bukogolik
Jul. 28th, 2015 02:28 pm (UTC)
Как тебе повезло волшебно :) Я иногда на прогулках хочу какую-нибудь бабочку сфотографировать, но они моментально улетают, стоит только еще подумать в их сторону. А тут сама перед камерой красуется :)
Надо мне ее тоже почитать и сравнить :)
neosonus
Jul. 29th, 2015 02:43 pm (UTC)
Я это везение "выждала"))) Несколько дней читала на берегу речки, в одном и том же месте, двигалась мало, вот она ко мне и привыкла, видимо))) Там было 4 стрекозы, но только одна такая храбрая, постоянно садилась ко мне поближе:)
А у меня теперь "Поправки" на очереди)
bukogolik
Jul. 30th, 2015 06:28 pm (UTC)
Так ты приручила стрекозу! это уже верх мастерства )))
Учитывая мою нынешнюю скорость чтения и ближайшие планы, ты быстрее "Поправки" прочитаешь, чем я до "Свободы" доберусь :) Мы их литклубом обсуждали, мнения разделились.
sofiakov
Jul. 27th, 2015 07:00 pm (UTC)
Так давно известно, что "всё познается в сравнении" :).
neosonus
Jul. 28th, 2015 01:43 pm (UTC)
Да, я понимаю. Но порой, такие книги, как "Свобода" ставят меня в тупик. Мне говорят, что это что-то гениальное, это символ времени, нечто грандиозное, а я ничего подобного не вижу. И в такие моменты чувствую себя глупой-глупой, раз я не замечаю такие вещи. И тогда подобная рефлексия помогает успокоиться))
sofiakov
Jul. 28th, 2015 07:23 pm (UTC)
А вы никого не слушайте, кроме себя :).
Когда я с людьми разговариваю, сразу вижу, кого они не читали :).
А у вас есть аккаунт на гудридс?
neosonus
Jul. 29th, 2015 02:39 pm (UTC)
нет, там меня нет)
А я до сих пор не научилась такому полезному умению)) Я обычно на возраст смотрю, если рецензия школьника или студента, это мне многое объясняет. Вот мой единственный критерий, чтобы понять кто передо мной.
Слушать себя, конечно, правильно. Но я вечно сомневаюсь во всем, и в собственных знаниях в том числе. Я рассуждаю так - я же так мало читала, не такая уж образованная особа, наверное, раз человек так самоуверенно что-то заявляет, у него на то есть основания. И начинаю вглядываться в предмет, пытаясь увидеть то, что видит он.
bukogolik
Jul. 30th, 2015 06:43 pm (UTC)
Если вдруг заведешь гудридс, скажи :)
( 10 заявки — Оставить заявку )