?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Его жизнь – просто приятная пустота, подумал я, и он просто светится ею»

Уже знакомый нам Натан Цукерман, от имени которого Ф. Рот пишет некоторые свои романы, встречает кумира своего детства. Швед – спортивная звезда школы (выпуск 1945) и колледжа, морской пехотинец, глава успешного бизнеса, красавец блондин, по которому и не скажешь, что он еврей. Швед был воплощением американской мечты. Всегда спокойный, всегда правильный, сильный, умный, энергичный, добросовестный и трудолюбивый. Он из тех, кому судьба благоволит, и все в их жизни всегда хорошо, все правильно. Натан Цукерман сидит за столиком в итальянском ресторанчике «У Винсента» в 1995 году и скучает, слушая о красавице жене, о троих сыновьях, идеальных во всех отношениях, о бизнесе, который пришлось перевести в Пуэрто-Рико и о вилле на берегу Карибского моря. Он пытается разгадать загадку человека, который сидит напротив, и в итоге, приходит к неутешительному выводу – его собеседник, его кумир всего лишь пустышка, посредственность, красивый фасад за которым ничего не происходит.

Но, Натан Цукерман был не прав. Потому что перед ним сидел человек, который скрывал, что смертельно болен, человек, который каждый день боролся за счастье, человек, переживший страшную трагедию. И в чем именно заключалась трагедия успешного и блестящего Сеймура Лейвоу и предстоит узнать читателю.

Роман «Американская пастораль», как это бывает с действительно талантливыми и сильными произведениями многослоен. Каждый слой, не просто смыслы и символы (как очень любят сейчас упрощать в современной прозе), это долгие размышления, попытки подойти к вопросам с разных сторон, глубинное изучение проблемы. И было бы не верно сводить все к одной единственной идее, как это сделали в аннотации: «Филип Рот требует ответа у Америки за посулы богатства, общественного порядка и личного благополучия, выданные ею своим гражданам в ХХ веке». Можно подумать, что этот роман всего лишь одна большая претензия, а не преодоление себя, не рефлексия целого поколения, не разрез американского общества вне времени и пространства…

«Американская пастораль» это роман о движении протеста 60-х годов. Война во Вьетнаме, Анжела Дэвис, террористы. Взрывы в Нью-Йорке, Мичигане, Боулдере (штат Колорадо), Висконсине, университетах Орегона, Миссури, Техаса. Взрывы частных домов, студенческих кампусов, супермаркетов, полицейского управления, дома судьи, ночном клубе, призывном пункте, здание уголовного суда, три бутылки с «коктейлем Молотова» в школе на Манхэттене… Массовые акции протеста, демонстрации и опять взрывы. Они поняли, что мирные средства себя исчерпали, что только так – ценою жизни ни в чем не повинных людей, можно обратить на себя внимание. Для них все средства хороши. Для них это лишь издержки. Америка, для них – страна продажных капиталистов, эксплуататоров, подлецов. Яд, желчь, ненависть переполняют экстремистов на страницах книги американского писателя. И здесь Рот подводит своих читателей к размышлениям о самой сути протеста как такового. Если тибетский монах вынужден сжечь себя перед толпой людей, перед кинокамерой, чтобы привлечь внимание к проблемам своей страны, значит ли это, что у всех остальных нет совести? Что равнодушие и безразличие большинства можно пробить лишь таким немыслимо жестоким актом? И где та грань, после которой протест переходит от «я считаю, послушайте» до «я вынужден, потому что вы меня не слышите»? И можно ли считать, что те буддийские монахи подстегнули участников движения против войны во Вьетнаме и сподвигли их на большее? Вы будете искать ответы на эти вопросы вместе с главным героем.

«Американская пастораль» - это книга об отношении к своей стране. Америка, такая абстрактная и далекая на первых страницах романа, материализуется и обретает реальные черты в воспоминаниях стариков, детей эмигрантов, в историческом экскурсе коренного американца, чьи потомки воевали вместе с Джорджем Вашингтоном и были лично знакомы с Вудро Вильсоном, в отступлениях самого Натана Цукермана, который описывает Америку после войны (эйфория, успех, цель – ставить цели, задачи – ставить задачи). Америка в маленьком Олд-Римроке, Нью-Джерси – Рот опишет нам этот городок так, что у вас появится ощущение того, что вы прошли его вместе с героями вдоль и поперек. Америка как полуразрушенный Ньюарк, который когда-то был промышленным центром, а потом превратился в центр преступности. Здесь каждые 10 мин угоняют одну машину, и даже способны за ночь украсть целую мостовую! Что это за страна такая – исчадие ада или рай на земле? Вы ответите на этот вопрос вместе с героями «Американской пасторали».

«Американская пастораль» - это роман о том, почему жить «правильно и так, как надо» плохо. Как жизнь благопристойного во всех отношениях идеального семейства могла исковеркать чью-то жизнь. Как болезненно приходит запоздалое осознание того, что все вокруг лишь маски, тени, двуликие Янусы… И здесь такая явная параллель с Г. Гессе и его «Степным волком». Рот срывает покров с благопристойного общества и обнажает суть жизни обычного американца, и весь ужас этой обычной, нормальной жизни взрывает покой и мир Америки в прямом и переносном смысле.

Это роман об отношениях отца и дочери, о чувстве долга и ответственности, о жизненной философии, о роли политики в жизни обывателя, о евреях и католиках, о перчаточном деле и разведении коров, о конкурсе красоты, о спорте, о властных отцах и послушных сыновьях, о безумии и здравомыслии, об одиночестве и страхе смерти, о стыде, об американской мечте, об утратах, о нравственности и пороках…

Когда я читала этот роман меня обуревали самые разные чувства. Это действительно гениальная вещь, и это доказывают многочисленные награды. В 1998 г. Ф. Рот получил за роман Пулитцеровскую премию, премию лучшей иностранной книги года во Франции, финалист премии Национального общества литературных критиков. Но даже если забыть о всех регалиях, никогда не слышать об этом писателе и до этого не читать его книг, «Американская пастораль» производит неизгладимое впечатление. Ф. Рот написал очень глубокий, очень многозначный роман, который побуждает оглянуться, задуматься, очнуться и может быть сделать шаг назад. Чтобы исправить непоправимое. Пока не поздно.

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
sofiakov
Jul. 24th, 2015 08:31 pm (UTC)
Замечательный отзыв. Филип Рот - потрясающий.
neosonus
Jul. 27th, 2015 08:25 am (UTC)
Спасибо! Да, я тоже так думаю, хотя пока прочла всего 2 романа, но уже в числе его преданных поклонниц.
( 2 заявки — Оставить заявку )