?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КиноИюнь. Ч.1.

      Мои кинозаметки немного трансформируются)) Я пришла к выводу, что не указывать режиссера – плохой тон, и еще добавила строчку «регалии», где буду перечислять призы и номинации фильма, если таковые имеются. С одной стороны, я понимаю, что для многих все эти Оскары и Глобусы не имеют ровно никакого значения. И чаще всего люди осуждают их решения, не доверяют спискам, и, вообще, обходят стороной подобные заслуги. Но, с другой стороны, для многих (и для меня в том числе) эти награды и номинации интересны. И тут у каждого свои причины, не буду пускаться в долгие рассуждения. Скажу только почему лично я всегда слежу за ними, и скачиваю такие фильмы чаще всего.
      Во-первых, я ничего не смыслю в кинематографе. Как вы уже могли заметить, у меня довольно поверхностный вкус, я смотрю глупые комедии и мелодрамы, люблю триллеры и сериалы, и скачиваю фильмы по принципу «красивый актер – надо еще что-нибудь с ним посмотреть». На мой взгляд, эти премии так или иначе прививают хороший вкус. Пусть какие-то ленты не заслуживают своих наград, возможно наоборот, их только номинировали, но недооценили - ничего не вручили, не важно. Сам факт того, что они заслужили быть там, что они обсуждались, что качественно эти фильмы были достойны большего, чем кануть в безызвестность, уже говорит о том, что их стоит посмотреть. Так что для меня - это некая система координат. Будь я более компетентна, начитана, образованна в данной области, она, конечно, не опиралась бы на эти регалии. Но я действительно мало что понимаю в этом. Так что кинопремии выход в моем случае. А во-вторых, я очень-очень люблю старое кино. И самым простым способом в поиске (чтобы такое посмотреть 40-х годов?) являются те самые номинации. Так что буду указывать заслуги отдельной строчкой.

В июне на моем счету 22 фильма и 3 неудачные попытки. Писать буду порциями, по мере желания и возможностей)


1. «Комната Марвина», 1996. США, реж. Джерри Цакс.

Регалии: Приз за лучший фильм Золотой «Святой Георгий» Номинации: Оскар – за лучшую женскую роль (Дайан Китон), Золотой глобус – лучшая женская роль (Мерил Стрип), Премия Гильдии актеров – лучший актерский состав, лучшая женская роль (Дайан Китон), Лучшая женская роль второго плана (Гвен Вердон)

Мне очень понравился этот фильм. Безусловно, актерский состав изначально был залогом успеха. Мэрил Стрип, Дайан Китон, Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро. А еще эта неповторимая атмосфера 90-х. Ее можно встретить только в фильмах этого десятилетия. Это такой-то особенный звук (голоса, шорохи и проч.), какой-то особенный монтаж, лица героев крупным планом, музыка. Это все не гарантирует, что фильм обязательно понравится, но уже в самом начале создает особое настроение, и внушает определенные надежды.

Ли (Мерил Стрип) жизнь не особо баловала. Сын (ДиКаприо) поджег дом и угодил в психиатрическую клинику. Ей негде жить с младшим, и приходится ютиться в комнатке при церкви. Но она не унывает. Сына она и так не знала как воспитывать, так что это, наверное, ему и полезно – подлечиться в клинике. На работе дела вот-вот пойдут в гору. Она наконец закончила курсы и теперь может гордо сообщить каждому, что она «Мастер» в салоне красоты. Так что жизнь обязательно наладится. Но вот однажды, она получает весточку из родного дома, где ее не было почти 18 лет. Оказывается родная сестра Ли (Д. Китон) больна раком. И ей срочно нужен донор. Семья есть семья, так что Ли садит своих детей в машину и едет домой…

«Комната Марвина» рассказывает о вечных проблемах. Наверное, поэтому там каждый найдет что-то свое. Забота о родителях неизбежно ложится на плечи одного из детей – и как к этому нужно относиться ему самому, и остальным родственникам? Как к должному или как к жертве, подвигу? Можно ли назвать жертвой жизнь, посвященную такому уходу? И настоящее ли это счастье – увидеть улыбку на лице родного отца, когда он уже долгое время не в состоянии разговаривать, самостоятельно есть, сидеть или убирать за собой? Это проблема отцов и детей. Непослушные подростки и разрушительные проявления их бунта. Поджог квартиры, на самом деле не так страшен, как та пропасть непонимания, которая разделяет мать и ее дитя. Проблема эгоизма и альтруизма. Можно ли вообще бескорыстно пожертвовать кому-то свой орган? Или так ставить вопрос, в принципе, нельзя, раз речь идет о родственнике? Можно ли наладить отношения, если члены семьи не видели друг друга долгое время, причем не просто долгое – а почти 20 лет?

В этом фильме противоречий, проблем и вопросов гораздо больше чем ответов. Потому что вслух ответы никто не проговаривает. Они найдутся, в тот момент, когда сестра обнимет сестру, когда молодой юноша, впервые увидевший своего деда, с благоговением будет перебирать его инструменты, доставшиеся теперь ему. Когда станет понятно, что это вовсе не чужие друг другу люди, а семья. Такая вот неправильная, но какая есть.

Это и в самом деле хороший фильм. Который дает надежду, и который напоминает о ценности близких людей рядом с нами.

9 из 10.

2. «Антихрист», 2009. Дания, Германия, Франция, Швеция, Италия, Польша. Реж. Ларс фон Триер.

Регалии: Каннский кинофестиваль – серебренная премия за лучшую женскую роль (Шарлота Генсбур). Номинации – Каннский кинофестиваль – Золотая пальмовая ветвь; Европейская киноакадемия – лучшая женская роль, лучший режиссер.

Это не первый фильм, который я видела у этого режиссера. Но первый, который произвел на меня столь мощное впечатление. Я была просто парализована с первых кадров, которые так фантастически сопровождает музыка Генделя. Первая ассоциация – кадры черно-белых фотографий, которые успевают поймать лишь миг, краткие секунды реальности, но которые говорят о целой жизни, целой трагедии или любви. При том, что я привыкла воспринимать кино лишь как фон для чего-то другого (работа по дому, приготовление еды, вышивание и проч.) сейчас я поняла, что каждый кадр самоценен, я не могу пропустить ни единого. Это было как открытие. Как откровение. И я даже не представляю, как можно было снять одновременно сцену любви и смерти так… торжественно, так символично, так пронзительно. И, не смотря на черно-белые кадры – ярко.

Что касается самого фильма, непосредственно всей истории, сюжета… Когда я решила почитать критику в интернете, я поняла, как много я упустила. Сколько скрытых и явных символов прошли мимо меня. Целые пласты религиозного, философского, эстетического свойства, я воспринимала своим неподготовленным умом. По-хорошему, мне бы пересмотреть фильм заново. Но я пока не хочу. Я еще не отошла от первого раза. И знаете, я хочу сказать, что не смотря на все мои упущения, на мою безграмотность, все равно эта история меня потрясла. Она держала меня в напряжении с первой секунды и до последней. Она вызвала во мне неподдельное отвращение и неподдельный ужас. Я вздрогнула всем телом, когда обезумевшая главная героиня ударила мужа бревном, я сжала кулаки и задержала дыхание, когда муж отбивался от нее в конце. Это фильм не просто покушается на основы основ, он словно помещает своего зрителя в шейкер, где его сознание, его стереотипы, хорошее воспитание, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, под воздействием невероятного визуального ряда, под звуки музыки-фантасмагории, потрясает, переворачивает, взрывает обывателя.

И я не понимаю тех жестоких, категоричных рецензий, в которых пишут о том, что в «начале фильма герои трахаются», что режиссеру «пора в дурку» и что фильм «по колено в крови». На мой взгляд, акцентировать внимание на этих деталях (секс, жестокость) это значит упустить общую картину, общую мысль из виду. Ну, а посылать кого-то в дурку – вообще, не наша компетенция. Даже если очень хочется.

Но в любом случае, я всего лишь среднестатистический обыватель. И, безусловно, очень многие поняли и взяли из этого фильма гораздо больше чем я. Так что это просто – мои субъективные впечатления.

10 из 10.

3. «Меланхолия», 2011. Дания, Германия, Франция, Швеция. Реж. Ларс фон Триер.

Регалии: Премии: Каннский кинофестиваль – Лучшая актриса, Сатурн – Лучшая актриса (Кирстен Данст), Европейская Киноакадемия – лучший фильм, лучшая операторская работа, лучшая работа художника. Номинации: Золотой орел – лучший зарубежный фильм в российском прокате; Сезар – лучший фильм на иностранном языке; Гойя – лучший европейский фильм; Сатурн – лучшая актриса второго плана (Шарлота Генсбур), лучший иностранный фильм; Каннский кинофестиваль – Золотая пальмовая ветвь; Европейская киноакадемия – лучшая женская роль (Кирстен Данст), лучшая женская роль (Шарлота Генсбур), лучший монтаж.

А вообще, я скачала трилогию Ларса фон Триера (интересно, можно так говорить, если фильма по факту 4, а не 3?) после того, как после выхода нашумевшей «Нимфоманки» прочла, что смотреть надо как положено – с начала – с «Антихриста». И пока руки дошли скачать, вот, только сейчас, спустя полтора года. И я залпом, буквально за 2 дня, «проглотила» сначала «Антихриста», а потом завороженно, уже примерно представляя, что меня ждет, «Меланхолию».

С самых первых кадров меня поразил выбор актрисы. Кирстен Данст – серьезно? Я не могла в это поверить. Для меня она всегда была пустышкой из Человека Паука. Да, я видела ее и в десятке других фильмов, но даже там она не произвела на меня особого впечатления. Ничего вразумительного. Невзрачная и посредственная игра. И сейчас – здесь, в «Меланхолии»? Конечно, я видела ее имя, когда скачивала, но не предполагала, что она будет играть такую роль.

Что касается фильма… Знаете, я отчего-то даже больше чем в случае с «Антихристом» боюсь ляпнуть глупость. Потому что количество рецензий и мнений, вполне компетентных, глубоких и ёмких зашкаливает. А скатываться до охов и вздохов не хочется. Разве я могу добавить что-то новое в эту антологию «Меланхолии»? Стоит забить в поисковик название фильма, и можно несколько дней сидеть, не есть-не пить, безостановочно читать одни только рецензии на этот фильм. Так что ограничусь коротким заметкой для себя самой.

"Меланхолия", приковывает взгляд, но уже отпускает. Если в «Антихристе» я боялась пропустить каждый вздох и взгляд, сейчас порой закрывала глаза, чтобы осмыслить увиденное. Эффект стоп кадра, чувства, как будто я на фотовыставке черно-белого кино опять не отпускало. И если сравнивать этот фильм с остальными в трилогии, он мне понравился меньше. Личность главных героинь меня оттолкнула, их характеры – я не узнала в них себя, или, если уж учитывать, что Ларс фон Триер обращается не к самому зрителю, а к его подсознательному – они не нашли во мне отклик. Но если судить в целом, по 10 бальной системе – это все равно 10. Потому что это шедевр. Уникальный, неповторимый и загадочный.

И опять чувство протеста в конце. Уже во второй раз оно меня охватывает у фон Триера. Мне кажется, все должно закончиться не так. Это тоже своего рода талант -так снять фильм, что хочется спорить в ту же секунду, когда досмотрел последний кадр.

10 из 10.


Продолжение следует:)