?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Стайн Токлас Гертруда Стайн – знаковая фигура XX века. Женщина, перевернувшая представление о литературе как таковой. Великий экспериментатор, который пытался создать литературу «в настоящем», добивающаяся равновесия и гармонии, требующая от читателя ни много ни мало – научиться читать заново. Она хотела дано новую жизнь словам как таковым, она слышала особый ритм текста, она воспринимала слова в их глубинном, начальном смысле, она дробила свои произведения на предложения, и, поверьте, ее предложения не то, к чему мы привыкли. Она не сомневалась в том, что Джойс воспользовался ее идеями, и прозрачно намекала на плагиат. Она была особенной. И другой такой точно нет.

И при всем ее новаторстве, революционных экспериментах, литературной модернизации «Автобиография Элис Б. Токлас» стала бестселлером по весьма прозаичной причине. Из-за содержания – тот фактор, который был как раз для Стайн вторичным. Но обывателю было интересно заглянуть за кулисы богемной жизни, прочесть подробности жизни знаменитых и великих людей, которые окружали Стайн всю жизнь. А эксперимент, новаторство и модернизация остались позади. Сама Элис Б. Токлас была спутницей Стайн, ее любовью, о которой она, пусть и не заявляла прямо, но с удовольствием намекала игрой слов. И это стало второй причиной популярности. Публика с удовольствием смаковала подробности личной жизни знаменитой писательницы и ее не менее знаменитых друзей, и так содержание победило форму.

Конечно, эта победа не для всех была очевидна, и со временем гений «Автобиографии» был признан. В книге издательства «Б.Г.С.-ПРЕСС», которую я читала, приводится прекрасная статья Елены Петровской «Словарь раскрепощенных ритмов», где подробно описывается в чем именно уникальность этого романа. Боюсь, без этой статьи я не была бы способна оценить творчество Стайн по достоинству. И даже с ее помощью, боюсь моих литературных способностей, эрудиции и интеллекта не достаточно, чтобы понять всю гениальность этого произведения. Я теоретически понимаю, что писательница ждала от своего читателя состояния note bene, восприятия слов и смысловых конструкций так, словно мы впервые их слышим, понимания значения в неком первобытно-самобытном понимании. Но мое сознание слишком «зашорено», слишком глубоко засели стереотипы. Перестроить собственное восприятие очень трудно, поверьте. Как когда-то, читая Джойса, я поняла, что все прочитанные до этого книги, мешают мне. Удивительное произвдение. Никаких компромиссов, ты или делаешь над собой усилие и заставляешь себя подстроиться под требования автора, или остаешься на самом пороге смыслов – воспринимаешь тонкую глянцевую шелуху – содержание. Пожалуй, мое сравнение будет оскорбительно, но факт в том, что если читать только ради содержания, покажется, что перед тобой пустышка. Лишенная каких бы то ни было серьезных разговоров и речей, «Автобиография» напоминает бульварную прессу с пикантными фотографиями звезд.

Гертруду Стайн надо читать, если вы претендуете на что-то большее. Если вы любите покорять литературные вершины. Если вам нравится получать смелые вызовы гениальных писателей ХХ века. И результат будет зависеть только от вас.