?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мердок Слово Чувство вины может преследовать человека всю жизнь. Неверные поступки, неверные слова, нанесенная кому-то обида, причиненная кому-то боль. Чувство вины отравляет жизнь человека, оно способно сделать существование невыносимым. И если вам кажется, что вы знакомы с ним не понаслышке, если вы думаете, что ваше чувство вины серьезно мешает вам жить, вы просто не читали роман Айрис Мердок. Роман, в котором чувство вины было столь всепоглощающим, столь монументальным, безграничным и всеохватывающим, что одной жизни было мало, дабы вместить в себя его полностью.

Хилари Бэрд живет в Лондоне. Каждое утро он едет на службу, по дороге замечая, как меняется Лондон вокруг него. Какая погода, какое небо, какие люди вокруг. Он спускается в метро, и ему кажется, что он часть чего-то важного, большого. Как если бы он был частью большого улья. Он приезжает на работу, скучную, мало оплачиваемую рутину, где он занимает предпоследнее звено в цепи карьерной иерархии. Перекидывается шутками с коллегами, которые ему вообще-то неприятны, гуляет в обед, пьет чай после обеда. После работы он сидит в баре и напивается в одиночку. Вечером идет к кому-нибудь в гости. В воскресенье он обычно ходит в кино.  Маленькая, незначительная жизнь, в которой не происходит ничего выдающегося. Если бы не одно но. Читатель, знакомясь с главным героем, узнает, что вся его жизнь – эта рутина, эта мелкая и незаметная жизнь – способ похоронить себя заживо, уничтожить свое время, превратиться в ничто. Потому что 20 лет назад Хилари Бэрд совершил страшный проступок, и теперь лишь в таком самоуничтожении, он видит возможность искупления вины. Потому как в банальном самоубийстве не будет проку никому.

Необычная завязка романа, не правда ли?  Можно предположить, что дальше главный герой будет бороться за свою жизнь, что произойдет какое-то событие, перевернет его жизнь, и он выйдет из кокона.  И когда в романе внезапно появляется участник событий двадцатилетней давности, пострадавшая сторона, эта надежда усиливается. Но. Вот сейчас мне даже смешно, насколько Айрис Мердок перевернула эти наивные ожидания читателя. Потому что надежда превратилась в фарс, сюжетная линия превратилась в зеркальное отражение тех самых событий. И вдруг мы понимаем, что Хилари оказался в еще большей западне, чем в начале романа.

«Сгусток непонятной вины и горя» - жизнь Хилари Бэрда, человека поглощенного своим чувством вины, не производит тяжелого впечатления. Трудно сказать, в чем причина, может быть в том, что Айрис Мердок не ставила такой цели – вызвать сочувствие к своему герою, а может дело в том, что образ Хилари такой неоднозначный и противоречивый. С одной стороны, он отталкивает своей грубостью, хамством, педантичностью, с другой, вызывает симпатию своим живым умом, внимательностью, иронией. По сути «Дитя слова» это автопортрет героя, Хилари рассказывает свою жизнь, рассказывает со своей колокольни, своими глазами и своими эмоциями. И только когда события  разворачиваются в полную силу,  когда буквально на нескольких страницах меняется бесповоротно жизнь многих людей, становится ясно, что во многом читатель заблуждался, доверившись рассказчику.

При всей моей повышенной эмпатии, читать роман было легко. Айрис Мердок рассказывает свою историю не ради страдания и боли. При поверхностном знакомстве с романом может показаться, что он очень нудный и скучный, что главный герой серый, напыщенный эгоист, что остальные герои романа ничем не примечательные личности. Но на самом деле все гораздо сложнее. При видимом отсутствии динамично развивающихся событий, английская писательница задает высокий темп развития душевного, она задает читателю череду смелых и неоднозначных вопросов. И ты уже не просто читаешь, ты примеряешь на себя роль судьи, арбитра, психоаналитика, носителя общественной морали, и отдельной личности, отстраненной от общества.

Роман Айрис Мердок похож на камеру обскура, и боюсь, у меня не получилось должным образом описать изображение объектов. Все действительно не так, как кажется на первый взгляд. И по-хорошему, дочитав роман, нужно открыть его с первой страницы и прочесть заново, чтобы понять замысел автора полностью. Потому что «Дитя слова» переворачивает знакомую картинку. Чувство вины не оказывается главным злом, а любовь, не является главным оправданием. И ответить на вопросы Айрис Мердок вот так сразу, тоже невозможно. Как невозможно вынести однозначный приговор Хилари Бэрду. Потому что такие приговоры мы выносим себе сами…

Comments

( 6 заявки — Оставить заявку )
bukogolik
Nov. 16th, 2014 09:51 pm (UTC)
Мердок - удивительная писательница. Я ее романы всегда читаю с большим удовольствием, но через какое-то время уже не помню толком содержание ни одного из них :) Что не мешает и дальше читать ее с удовольствием.
neosonus
Nov. 28th, 2014 06:20 pm (UTC)
Наконец добралась до жж)
Я с тобой полностью согласна - удивительно, что со временем стирается из памяти почти все содержание, остаются только какие-то обрывки. Почти год назад читала "Ученика философа", а уже совершенно не помню сути. И да, все равно буду читать еще:)
bukogolik
Nov. 28th, 2014 09:23 pm (UTC)
У вас там уже совсем зима-зима? :)
Почему-то у меня из всех авторов такое только с Мердок происходит.
neosonus
Nov. 29th, 2014 05:38 pm (UTC)
о, да! Прям зима)) Вчера было минус 28, а у меня родительское собрание вечером. Конечно, многие не пришли в такой мороз)
Вот, странно, правда, что такой эффект. Ведь, по логике, это свидетельствует о том, что книги не глубокие, не смогли зацепить. Но ведь по факту это не так. Трудно объяснить, почему она не остается в памяти.
bukogolik
Nov. 29th, 2014 08:30 pm (UTC)
Ого! :)) Для меня это какие-то страшные цифры :)
Может, дело в том, что у нее книги держатся не на сюжете как таковом, а на каких-то переживаниях и размышлениях героев, которые потом сложно сложить в сюжет.
(Deleted comment)
neosonus
Nov. 28th, 2014 06:21 pm (UTC)
Я пока не дошла до "Черного принца", но купила в домашнюю библиотеку) Мне хотелось бы прочесть все произведения Мердок.
( 6 заявки — Оставить заявку )