?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Гессе волк Когда вам 16 лет, и вы видите в этом мире лишь фальшь и ложь, вам нужно прочесть «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Если вам 48, и вы по-прежнему не можете смириться с нагромождением фальши и лжи в мире, который не меняется, вам нужно прочесть «Степного волка» Германа Гессе. Таким образом могу сказать одно – я не отношусь к потенциальной читательской аудитории Гессе.

Да, я не испытываю отвращение к мещанскому образу жизни, меня не раздирают противоречия жизни, я отношусь к несправедливости этого мира философски, она не ранит меня и не причиняет боли. И мне уже не 16, и пока не за 40. До этого романа, мне всегда казалось, что цинизм и некое спокойствие приходят к человеку с возрастом автоматически. Так что я скорее антипод главного героя, я тот самый «бюргер», который воплощает всю глупость и мелочность этого мира. Но даже такого бюргера как меня, роман Гессе не смог оставить равнодушной. Что лишний раз доказывает прописную истину – в классике каждый найдет ответы на свои вопросы.

По сути сама идея раздвоенности человека, в чем заключается главная идея романа, будет близка каждому читателю. Так что заявлять, что «Степной волк» рассчитан на какую-то определенную читательскую аудиторию было бы не верно. Многое из того, что пишет Гессе близко и узнаваемо обывателю. Ведь те идеалисты, что зачитывались Сэлинджером в 16 лет, никуда не делись. Они столкнулись с этим миром, остались с ним один на один, попытались бороться и… проиграли. (Проигрывают все, ведь наш мир не изменился, вы это прекрасно видите). И вот им пришлось привыкать к нему, пришлось учиться в нем жить. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени смог адаптироваться. Но так или иначе внутри каждого сохранился тот молодой, непримиримый дух, и Герман Гессе как раз пишет о таком человеке. О том, в ком этот дух не подавлен и уничтожен, а продолжает жить. Дикую, свободолюбивую, независимую натуру Гарри Галлера он назвал «степным волком». И история того, как уживаются, а точнее как не уживаются в человеке природа волка так называемого «цивилизованного человека» и есть суть романа.

Когда я начинала читать роман, то делала на отдельном листочке заметки. Я выписывала страницу, номер абзаца и предложение, а дальше шли мои размышления по поводу той или иной мысли. Тогда мне казалось, что это поможет в итоге собрать все многочисленные мысли вместе и написать одну, ёмкую и раскрытую рецензию. Но сейчас, дочитав роман и перечитывая свои заметки, все они кажутся мне наивными и глупыми. Эти записи словно разбивают великое целое на ничтожно малые детали. И описание каждой детали в отдельности не поможет составить общего представления великого и уникального целого. Это как разбить остатки несчастной Венеры Милосской и петь дифирамбы отдельно ее глазам, отдельно носу и подбородку и т.д. Но даже не это главное. Сейчас, просматривая свои записи, я с удивлением понимаю, что они действительно очень глупы и очень наивны. Как будто их писал другой человек. Когда я задумалась над тем, каким образом так получилось, я поняла одну странную вещь. Это, наверное, невозможно, но всего одно — это произведение, всего несколько дней, пока я его читала, сделали меня взрослее. Это звучит безумно, но я чувствую именно это, как будто эти 200 стр. добавили каким-то образом в мою блондинистую голову ума. Не знаю, как объяснить это более точно. Я как будто стала старше в неком духовном смысле. Как Гарри Галлер переосмыслил свою жизнь и стал мудрее после посещения Магического театра, так и я стала немного умнее, немного взрослее чем была до этого.

Не помню ни одной книги, которая бы произвела на меня подобный эффект. Обычно книга воздействует на определенные «болевые» точки сознания и даже меняя меня, переворачивая представления о том, или ином событии, о добре и зле, сокрушая мое сознание шквалом сильных эмоций – не меняет меня столь… качественно. Это мое маленькое открытие, мой личный книжный феномен.

Когда я читала анализ романа(к слову нашла всего одну хорошую статью , все остальное сплошная компиляция и довольно низкий уровень научного изложения. Господа, если вдруг вы знаете какую-нибудь статью или работу на просторах интернета заслуживающих внимания – посоветуйте, пожалуйста!) меня зацепила одна мысль. Мысль о том, что «Степной волк» это обратная сторона медали послевоенного «потерянного поколения» После Олдингтона, Фицджеральда и Хемингуэя у меня конкретное, устойчивое представление о сути этого явления. Люди, которые не могут найти себе место в этом мире, найти самих себя. Это признаки угадываются и в Степном волке, но у вышеперечисленных авторов главные герои пассивные, бездеятельные личности, прожигающие жизнь в буквальном и переносном смысле. Они столь покалечены прошлой войной, так необратимо разрушены их души, что они просто не замечают приближения следующей. У Гессе главный герой деятель, пацифист, он громко заявляет о новой войне, он призывает мир остановиться. Само действие произведения, которое по сути ограничивается внутренним миром героя, не смотря на все это – активно. Это «потерянное поколение», которое не собирается терпеть, останавливаться на достигнутом – борьба идеалиста-борца.

  Невозможно объять необъятное, невозможно описать «Степного волка» Гессе во всем многообразии смыслов и идей. Этот роман – бездонный колодец, из которого я всего лишь получила несколько глотков истины. Поэтому мне так хочется прочесть научные статьи, исследовательские работы о нем. Я бы хотела лучше понять это произведение. И через 15 лет перечитать его. Чтобы хоть немного приблизиться к герою…

Comments

( 5 заявки — Оставить заявку )
asahina86
Aug. 21st, 2014 07:39 pm (UTC)
Я читала "Степного волка " год назад . Какое волшебство ! Нашла Гарри Галлера в себе )) написала большой пост, как всегда корявый , когда я берусь писать о понравившихся книгах)
И я тоже выписывала отдельне цитаты в теетрадку )
neosonus
Aug. 22nd, 2014 07:44 am (UTC)
Я, конечно, не могу сказать, что волшебство, но мне тоже очень понравилось. Рада, что у вас получилось найти своего Гарри Галлера)) У меня тоже пост корявый, хотя и пыталась написать его хорошо. Мне всегда неловко писать о таких великих книгах. Понимаю, что не могу сделать это достойно.
asahina86
Aug. 22nd, 2014 12:05 pm (UTC)
удивительно глубокое произведение ))
Меня очень впечтлило , что таких Гарри и в наше время предостаточно , застрявших между двух эпох , советской и постосоветской ... такие герои чем дальше , тем актуальнее .

И финал - завещание Моцарта научится радоваться , смеяться и легче относится к жизни . Соединение такого глубочайшего психологического анализа (да и не только психологического ) и жизнеутверждающего начала - рекдкость!
sibkron
Aug. 21st, 2014 10:51 pm (UTC)
Странные у вас, конечно, возрастные границы. Ещё отчасти можно согласиться про Сэлинджера, но только отчасти, потому что книга оказалась глубже, чем просто подростковое чтение. Но вот Гессе. "Степной волк" первый раз тоже надо читать в подростковом возрасте, потому что именно этой аудитории будет близок нонкомформизм. А вообще произведение отчасти затрагивает кризис среднего возраста, и он никак не в 48, а примерно в возрасте с 30 до 40.

В целом же, "Степной волк" много глубже возрастных рамок. Чего стоит один только "магический театр" с расщеплением на множество личностей, с критикой технического прогресса. Да и теория архетипов Юнга хорошо видна в сюжете.

По поводу творчества Гессе. Могу порекомендовать ещё попробовать "Демиана", "Сидхартху"(наиболее попсовое у Гессе, но не менее глубокое) и рассказы (очень поэтичные, например, "Ирис"). А вообще, если у вас эти книги не идут, то не факт, что "Игра в бисер" пойдет. Значит автор точно не ваш.

Edited at 2014-08-21 10:52 pm (UTC)
neosonus
Aug. 22nd, 2014 07:41 am (UTC)
48 - потому что главному герои столько лет. Я согласна по поводу возрастных рамок, и в рецензии дальше написала об этом (о том, что тема будет близка каждому читателю, и не верно устанавливать какие-то границы для читательской аудитории). А в начале я так рассуждала, потому что это были первые мысли после прочтения. Созвучие тем, и при этом два совершенно разных главных героя, разный возраст, разные континенты, разный образ жизни. Очень много схожего при полной непохожести)
Не могу сказать, что Гессе мне совсем не пошел. Я с удовольствием прочла и "Курортника" и зачиталась "Степным волком". Наверное, я не смогла донести свою мысль правильно, раз вам показалось, что книга не пошла. Но с другой стороны, я напишу об этом позднее, мне совсем не пошло "Паломничество в страну Востока". Даже дочитать не смогла. Так что все зависит, видимо, от произведения.
Спасибо за советы, обязательно учту. Тут еще момент доступности книги играет роль. Я купила себе еще его "Гертруду", так что сначала прочту ее.
( 5 заявки — Оставить заявку )