?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тод Штрассер "Волна"

Штрассер Вот уже 2 недели я порываюсь сесть за жж. Вспоминаю об этой книге и останавливаюсь. Бытует мнение, что хорошая книга обязательно должна оставить след. В душе, в сердце, в голове. Она должна зацепить за живое и по прошествии времени обязательно остаться в нашей памяти. Но вот прошло больше месяца с момента как я залпом, за пару часов прочла «Волну», и стало ясно, что она не оставила никакого следа и сказать мне о ней особо не чего. Значит ли это, что передо мной «плохая» книга?

Наверное, изначально нельзя назвать плохой книгу, с которой ты провел несколько приятных часов, которая увлекла тебя и заинтересовала. Другой вопрос, что нет той цепляющей за живое мысли… Во всяком случае для меня.

Наверняка большинство уже знает, о чем эта книга, волна популярности Штрассера уже спала. Поэтому нет необходимости пересказывать подробно сюжет. Книга о социальном эксперименте, о модели нацистского режима (в самом упрощенном и почти «безобидном» варианте) в рамках одной американской школы, на протяжении всего одной недели. Чаще всего пишут именно о том, что каждый из нас способен быть частью этого режима. Что главный герой доказал реальность повторения подобного. Что мы не имеем право осуждать, так как вполне можем оказаться на месте тех людей. Да, безусловно, как всякий социальный эксперимент «Волна» вызывает особый интерес. Тем более у нас – «кривом зеркале» нацизма. Эта книга показывает действие механизма любого тоталитарного общества. Об этом можно было бы говорить с увлечением, разжигая полемику, задавая злободневные вопросы. Но… Можно если вы совсем не знакомы с историей. Хотя бы отечественной, я не говорю об истории фашисткой Германии. Если вы не читали ни одной книги Солженицына или вообще советской книги. Если вы не знакомы с противоречиями гражданской войны, если не знаете, что такое стахановское движение, и не понимаете, как это – работать на голом энтузиазме, с верой в лучшее будущее и все, если не понимаете, какой ценой прошла индустриализация, и каковы последствия раскулачивания. В общем если вы подросток и пока только изучаете эту историю, пока только учитесь делать выводы, пока только открываете для себя азы психологии на обществознании (например, теории зарождения права, и одну из них – психологическую З. Фрейда).

Да, когда я читала «Волну» мне было интересно. Но прошло немного времени, и я не могу сказать о ней ничего определенного. Для меня этих 150 страниц было непростительно мало. Я знаю больше и мне нужно больше. Для меня история этого эксперимента лишь легкая детская игра. Где жертвами стали лишь косвенно. Чего я хочу? Я хочу психологии, я хочу философии, я хочу … чего-то большего чем подростковая книга. Так что нельзя говорить, что Штрассер написал «плохое» произведение. Отнюдь. Просто эта повесть рассчитана на определенный круг читателей, для которого я не подхожу. Но для школьника вряд ли есть более доступное, более простое и понятное объяснение этого феномена. А дальше, я надеюсь, они будут изучать историю, будут читать книги, и поймут, что тоталитаризм в целом и нацизм в частности, явление гораздо более сложное, глубокое и серьезное, чем кажется на первый взгляд.