?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

RO90025886Мое знакомство с семейством Буссарделей началось много лет назад. Первой книгой в семейной саге был потрепанный, старенький том советского издания, который я взяла почитать у подруги. С милыми иллюстрациями, неповторимым запахом книжного шкафа,  и с обложкой, которая всем своим видом давала понять, что перед тобой книга с историей, со своим прошлым.  «Время любить» - последняя часть саги – всего лишь файл в электронной книге. Маленький черный pocketbook, мягкая кожаная обложка, несколько знакомых царапин, от постоянного пребывания в моей бездонной сумочке. Два книжных полюса, два совершенно разных воплощения, каждый по своему близкий и родной. Они объединились и слились в одну картину-баталию, поражающей своей монументальностью, воображение зрителя/читателя.

«Время любить» - роман, в котором автор обращается к героине предыдущей части Агнессе Буссардель. Она уже зрелая независимая женщина, у нее есть интересная работа, дом, который она буквально воссоздала из пепла, есть имя и репутация, любимый сын, в котором она не чает души. Роман называется «Время любить» и логично, что первое ожидание, которое приходит в голову это время Агнессы любить кого-то кроме сына. И если строго говорить, да – мужчины и отношения с ними будут в романе. Но как мне показалось, это настолько второстепенно и для автора и для главной героини, что считать эту мысль основой было бы глупо. Потому что вся жизнь Агнессы, любой ее поступок, любое действо напрямую зависит от любви к ее сыну.  Эта такая сложная и покорная любовь, что мне ее было сложно понять. Мне было сложно понять, почему, например, она позволила сыну себя избить. (не считайте это спойлером, т.к. это лишь краткий эпизод, ничего не говорящий ни о развязке, ни о развитии сюжетных линий). Почему она считала, что ее личная жизнь способна погубить (буквально!) ее сына… Агнесса Буссардель осталась для меня загадкой. Ее мысли и поступки были чужды мне и сильно напоминали главных героинь Саган, которых я тоже никогда не могла постичь. Она говорит и думает так, будто ее выводы очевидны, будто ее поступки совершенно логичны. Но я никогда бы не поступила именно так. И мое непонимание увеличивалось.

Говорят, читать книги со своей колокольни, признак узости мышления. Не спорю. Возможно, если бы я задалась целью посмотреть на мышление и историю главной героини в историческом контексте, с высоты полета начитанного человека, я бы увидела больше. И поняла бы ее лучше. Но я не задавалась такой целью. Я читала так, как читаю все остальные книги. Сердцем, а не разумом. И сердце оказалось равнодушным к перипетиям последней истории о Буссарделях. И лишь тот факт, что я прощаюсь с целой эпохой, которую открыл для меня Эриа, не позволило воспринять роман в негативном свете. Кроме того, роман заслужил Гонкуровскую премию, а уже это одно должно заинтересовать читающего человека. Поэтому не нужно воспринимать мои слова серьезно. Сейчас меня охватила некая ностальгия, как это всегда бывает при расставании с близкими людьми/книгами…Эриа  написал сагу-эпопею, повествующую более чем вековую историю одной семьи, ее борьбу за счастье, за выживание, за деньги (невозможно представить себе Буссарделей без денег!) и за любовь. Окидывая взглядом широкую ретроспективу семейной саги, удивляешься, насколько разными были ее книги и ее герои. Первые – напоминали Доде и Голсуорси, затягивали сахарной патокой французской классики, навевая ассоциации с Ругон-Маккарами Золя. Последние – реализм и технократия в помыслах и стиле. Вторая Мировая, 50-60-е годы – это уже ближе современной прозе. Нет ни отблеска того Эриа, тех Буссарделей. Есть прозаичность и будничность жизни. Есть беспомощность перед внешними обстоятельствами и упрямое сопротивление им. Удивительно, что все эти книги написал один человек.

Филипп Эриа "Семья Буссардель"
Филипп Эриа "Испорченные дети"
Филипп Эриа "Золотая решетка"